Занятие 7. Дисгармоническое развитие

Цель: проанализировать психопатию как форму дисгармонии личности; рассмотреть клинико-психологическую структуру отдельных вариантов психопатий.

План

1. Психопатия как форма дисгармонии личности.

2. Патологическое формирование личности.

Вопросы для обсуждения

1. Определите, что такое характер и как он может быть связан с дисгармонией развития.

2. Объясните, в чем отличие психопатии от акцентуации характера.

3. Опишите принципы построения типологии личности Э. Кречмера.

4. Перечислите возможные формы психопатий по этиологии возникновения.

5. Назовите основные клинические подходы к выделению групп психопатических расстройств (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков).

6. Опишите классификацию акцентуаций характера и психопатий применительно к детскому возрасту К. Леонгарда.

7. В чем отличие классификации А.Е. Личко от классификации К. Леонгарда?

8. Охарактеризуйте основные подходы к выявлению акцентуаций характера и психопатий в детском возрасте.

9. Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармонического развития в детском возрасте.

Практическое задание

Составление тематического тезауруса (основные понятия): конституциональные психопатии (шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая, истерическая, неустойчивая).

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.

Занятие 8. Особенности развития детей с нарушениями опорно-

Двигательного аппарата

Цель: проанализировать особенности психического развития и возможности коррекции и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательной системы.

План

1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

2. Общая характеристика детского церебрального паралича (ДЦП).

3. Структура двигательного дефекта при ДЦП.

4. Нарушения психического развития при ДЦП.

5. Коррекция и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

2. Дайте общую характеристику детского церебрального паралича.

3. Раскройте этиопатогенетические факторы возникновения ДЦП.

4. Каковы особенности психических и речевых нарушений при различных формах ДЦП?

5. Раскройте основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.



6. Охарактеризуйте типы специализированных учреждений в системе лечебно-педагогической помощи детям с церебральным параличом.

7. Охарактеризуйте возможности социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (по материалам книги Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» и фильма Джеймса Ф. Коллиера «Джонни»).

Практическое задание

Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с РДА.

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Дефектология: Словарь – справочник / Сост. С.С.Степанов. – М., 1996.

3. Основы специальной психологии / Под ред Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.

Занятие 9. Модели специальной психологической помощи

Цель: проанализировать структуру психической помощи лицам с отклонениями в развитии.

План

1. Модель «прямой» психологической помощи.

2. Модель «непрямой» психологической помощи.

3. Направления деятельности психолога в сопровождении лиц с нарушениями развития:

- психопрофилактическая работа;

- психодиагностическая работа;

- развивающая и психокоррекционная работа;

- консультативная работа.

Вопросы для обсуждения

1. Психологические факторы этических норм в сфере оказания профессиональной помощи лицам с ограниченными возможностями.

2. Специфика этических требований к психологу.

3. Приоритетные задачи ближайшего будущего в области системы специальной комплексной помощи детям с отклонениями в развитии.

Практическое задание

1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): педагогическая модель, диагностическая модель, социальная модель, медицинская модель, психологическая модель.



2. Составьте схему структуры психологической помощи детям с отклонениями в развитии, проанализировав главы учебных пособий, предложенных к практическому занятию.

Литература

1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.

2. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.

Рекомендации для организации самостоятельной работы

Содержание самостоятельной работы

В данном разделе программы представлены темы для самостоятельного изучения и темы, включающих в себя теоретические и практические проблемы особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сложны в понимании. В связи с этим проводятся дополнительные консультации для тех студентов, которые затрудняются в самостоятельной подготовке к практическим занятиям.

Специфика обучения в вузе требует сформированности у студентов на­выков самостоятельной творческой работы, поэтому даны задания, которые наряду с изучением и анализом специальной литературы требуют самостоятельного проведения студентом неслож­ных психолого-педагогических исследований. Учебным планом предусмотрена учебная практика, на которой студенты выполняют часть заданий по самостоятельной работе. Базой экспериментальной работы служат специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также КДЦ КГУ города Курска. При работе студент должен выбрать одну из предложенных тем, познакомиться с содержанием рекомен­дуемой литературы, обратиться к материалам лекционных и практических занятий, выбрать методику эксперимента и приступить к исследованию. Обязательным является ведение прото­колов исследования.

Выполняя задание из данного раз­дела пособия, студент должен начать с раскрытия значимо­сти выбранной темы, дать анализ состояния проблемы в общей и специальной литературе. В процессе работы необходимо сформулиро­вать цель и задачи исследования, подробно изложить его содержание, описать группы испытуемых и ход проведения эксперимента, оформить результаты в форме реферата.

Чрезвычайно важно не толь­ко констатировать факты, но и давать им психолого-педагогическое объяснение.

В соответствии с целями и со­держанием эксперимента в работе можно использовать фо­тографии, картинки, образцы продуктов деятельности детей: рисунки, поделки, изложения, сочинения и др.

Консультации по самостоятельной работе

1. Консультация «Понятия «аномальное развитие», «ребенок с проблемами в развитии».

2. Консультация «Причины аномального развития».

3. Собеседование «Основные категории специальной педагогики и специальной психологии».

Основные вопросы собеседования:

- коррекция как система психолого-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития;

- компенсация как система замещения или перестройки нарушенных или недоразвитых функций организма;

- социальная реабилитация – включение ребенка с проблемами в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей;

- социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения детей с ограниченными возможностями в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

4.Консультация «Положение о психолого-медико-педагогической

консультации (комиссии)».

1. Консультация «Дети с нарушениями анализаторных систем

(дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы)».

2. Консультация «Дети с нарушениями интеллекта».

3. Консультация «Дети с задержанным психическим развитием».

4. Консультация «Понятие синдрома раннего детского аутизма»

5. Консультация «Система коррекционного образования в России».

Самостоятельное изучение темы «Особенности развития детей с комбинированными (сложными) нарушениями»

Цель: проанализировать особенности психического развития детей со сложными вариантами дефекта, рассмотреть возможности коррекции и реабилитации детей данной категории.

План

1. Понятие о сложном нарушении развития.

2. Основные группы детей с сочетанным (комбинированным) дефектом.

3. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития детей со сложным дефектом.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные возможные сочетания дефектов развития.

2. Расскажите о содержании ранней психолого-педагогической помощи в семье ребенку со сложным дефектом.

3. Какие специализированные учреждения существуют для лиц со сложным дефектом в нашей стране?

4. Как организована психолого-педагогическая и социальная помощь людям со сложными нарушениями развития за рубежом?

Практическое задание

Составление тематического тезауруса (основные понятия): сочетанное (смешанное) нарушение, комбинированный дефект, варианты сочетаний.

Литература

1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

3. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 1997.


znachenie-upravleniya-kachestvom-v-stomatologicheskoj-praktike-organizaciya-sistemi-upravleniya-kachestvom.html
znachenie-verhnih-dihatelnih-putej.html
    PR.RU™