Юридическая сила нормативно правовых актов

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

В наименовании Конституции указаны федеральные конституционные законы, которые вносят поправки. Такими словами начинается Конституция:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Прочитав эти строки мы явственно видим, кто утвердил Конституцию Российской Федерации 1993 года- это народ. Он же является носителем высшей власти в Российской Федерации.

Следующим по юридической силе источником права считаются международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют большую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации.

В настоящее время в соответствии со списком, размещенном на официальном сайта Министерства Иностранных Дел Российской Федерации (http://www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf/kartaflat/03.05), источников и требований к международным договорам Российской Федерации:

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969г.

Федеральный закон №101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"



Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 79 "Об утверждении положения о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации"

Рекомендации о порядке подготовки материалов, относящихся к заключению и прекращению международных договоров Российской Федерации

О направлении уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров

Также вы можете ознакомиться с двумя перечнями международных договоров: «Перечень двусторонних международных договоров Российской Федерации» и «Перечень многосторонних международных договоров»

Федеральные законы существуют двух типов:

Федеральные конституционные законы.

Например: Федеральные конституционные законы от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, которыми внесены поправки в Конституцию РФ.

Федеральные законы (в том числе Кодексы).

Например: "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ в который федеральными законами вносятся изменения и дополнения. (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 161-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.12.2003 N 182-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 30.12.2004 N 217-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 21.07.2005 N 109-ФЗ, от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 09.02.2009 N 7-ФЗ, от 29.06.2009 N 132-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 194-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ, от 06.12.2011 N 393-ФЗ, от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 03.12.2012 N 240-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ, от 11.02.2013 N 8-ФЗ, от 07.05.2013 N 100-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 142-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 21.12.2013 N 367-ФЗ, от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 05.05.2014 N 99-ФЗ, от 05.05.2014 N 129-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П)



Вот такой обширный перечень федеральных законов и одного Постановления Правительства, которые на сегодняшний день формируют первую часть из четырех Гражданского кодекса Российской Федерации. Здесь отчетливо заметно, что изменения вносятся ежегодно, а это значит, что право живой, изменяющийся организм.

Следующей подгруппой будут федеральные подзаконные правовые акты:

Указы Президента России.

Например: Указ от 12 марта 2015 года N 129 ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Ввести в Министерстве иностранных дел Российской Федерации должность заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму.

2. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2880; 2005, N 43, ст. 4371; 2007, N 5, ст. 637; N 38, ст. 4511; 2008, N 37, ст. 4181; N 43, ст. 4921; 2009, N 1, ст. 91; N 45, ст. 5323; 2010, N 6, ст. 628; N 19, ст. 2302; N 29, ст. 3906; 2012, N 29, ст. 4079; N 35, ст. 4773; 2013, N 52, ст. 7137; 2015, N 4, ст. 641; N 6, ст. 940) изменение, изложив пункт 2 в следующей редакции:

"2. Разрешить иметь в Министерстве иностранных дел Российской Федерации девять заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра, одного заместителя Министра по вопросам противодействия терроризму, одного статс-секретаря - заместителя Министра, и одного генерального директора Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также 41 департамент по основным направлениям деятельности Министерства".

3. Внести в раздел 12 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; N 10, ст. 1091; N 13, ст. 1360; N 38, ст. 3975; N 43, ст. 4480; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; N 23, ст. 2752; N 32, ст. 4124; N 40, ст. 4712; N 50, ст. 6255; N 52, ст. 6424; 2008, N 9, ст. 825; N 17, ст. 1818; N 21, ст. 2430; N 25, ст. 2961; N 31, ст. 3701; N 49, ст. 5763; N 52, ст. 6363; 2009, N 16, ст. 1901; N 20, ст. 2445; N 34, ст. 4171; N 36, ст. 4312; N 52, ст. 6534; 2010, N 3, ст. 276; N 4, ст. 371; N 12, ст. 1314; N 15, ст. 1777; N 16, ст. 1874; 2011, N 5, ст. 711; N 48, ст. 6878; 2012, N 4, ст. 471; N 8, ст. 992; N 15, ст. 1731; N 22, ст. 2754; N 27, ст. 3681; N 29, ст. 4071; N 35, ст. 4783, 4787; N 44, ст. 5995; N 47, ст. 6460; N 50, ст. 7013; N 51, ст. 7169; 2013, N 22, ст. 2787; N 49, ст. 6397, 6400; 2014, N 18, ст. 2135; N 30, ст. 4281, 4285; N 31, ст. 4401; N 37, ст. 4938; N 44, ст. 6046; 2015, N 1, ст. 193), изменение, дополнив его после позиции:

"Заместитель Министра 12-1-1-002"

позицией следующего содержания:

"Заместитель Министра по вопросам противодействия терроризму 12-1-1-002.1".

4. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 442 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3513) (приложение) изменение, дополнив его после позиции:

"Заместитель Министра 34 000 2,8"

позицией следующего содержания:

"Заместитель Министра по вопросам противодействия терроризму 34 000 2,8".

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль Президент

12 марта 2015 года Российской Федерации

N 129 В.ПУТИН

Таким образом, обратите внимание на то, что для введения в Министерстве иностранных дел Российской Федерации новой вакансии заместителя министра по вопросам противодействия терроризму, было внесено огромное количество поправок в иные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность нового заместителя.

Постановления Правительства России.

Например: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 марта 2015 г. N 207 О ПРИМЕНЕНИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

в котором принимаются следующие документы можно сказать что данное постановление было выпущено именно для придания этим документам (положение, правила и перечень) статуса общеобязательности к исполнению:

Положение об особенностях применения положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при организации и проведении проверок соблюдения временных обязательных требований;

Правила представления уведомления об осуществлении видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 г. без получения лицензии;

перечень видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 г. без получения лицензии, а также федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на установление временных обязательных требований и перечня грубых нарушений временных обязательных требований, и органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением временных обязательных требований.

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

Например: Зарегистрировано в Минюсте России 27 февраля 2015 г. N 36281 МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 16 февраля 2015 г. N 126 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ СОГЛАШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ БЫСТРОВОЗВОДИМЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ВКЛЮЧАЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ И МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЯ

Приказы и другие нормативно-правовые акты в соответствии с действующим законодательством должны регистрироваться в Министерстве юстиции Российской Федерации, после чего они вступают в законную силу и приобретают тем самым юридическую силу. В данном случае с момента подписания до момента регистрации прошло 10 дней.

Законы субъектов федерации.

Например, субъект Российской Федерации Рязанская область имеет свой Устав (Основной закон) который является аналогом на уровне субъектов федерации Конституции на федеральном уровне: 18 ноября 2005 года N 115-ОЗ УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Рязанской областной Думой 2 ноября 2005 года (в ред. Законов Рязанской области … от 30.12.2014 N 100-ОЗ)

Начинается устав Рязанской области словами:

Мы, депутаты Рязанской областной Думы, полномочные представители населения Рязанской области, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и демократическими принципами организации государственной власти, сознавая свою ответственность за социально-экономическое, политическое и культурное развитие Рязанской области, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, провозглашая свою твердую приверженность принципам демократии и соблюдению прав человека, определенных Всеобщей Декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации, проявляя заботу о необходимости создания для граждан достойной жизни, гражданского мира и согласия, основываясь на незыблемости принципов единства и целостности государства, равноправия субъектов Российской Федерации, утверждая конституционно-правовой статус Рязанской области как полноправного субъекта Российской Федерации, принимаем настоящий Устав (Основной Закон) Рязанской области.

Обратите внимание на то, что устав или основной закон Рязанской области принимал не народ, как Конституцию РФ 1993 года, а уже уполномоченные представители населения субъекта – депутаты Рязанской областной Думы.

Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий. Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо. Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия.

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

дефинитивные — содержат определения юридических понятий;

декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;

оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.

коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

Структура нормы права

1. гипотеза (условие) – указывает на конкретные условия, наличие которых позволяет осуществить правило поведения

2. диспозиция (правило поведения) –само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношения

3. санкция (последствия) – указывает на неблагоприятные последствия, наступающие у нарушителя

Например: Ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

п. 8. Студенты ВУЗов (гипотеза) обязаны…..соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития (диспозиция).

п.9. За нарушение …. к нему (студенту ВУЗа) могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из ВУЗа (санкция).

Тема 3. Источники права


zabavi-i-igri-dlya-malishej-69-mesyacev.html
zabavnie-prevrasheniya-ili-kak-iz-muhi-sdelat-slona.html
    PR.RU™