Ю. К. Бабанский дал общую классификацию

Методы стимулирования и мотивации УПД Методы организации УПД Методы контроля, самоконтроля (оценки) эффективности УПД
словесные наглядные практические
*Все методы и приемы при хорошем подходе могут быть стимулирующими *беседа; *объяснение; *рассказ воспитателя; *чтение худ. литературы; *использование проблемных вопросов и ситуаций; *оценка *наблюдение; *рассматривание картин и иллюстраций, фильмов и т.д.; *показ образца; *показ предметов и игрушек *проведение опытов и экспериментов; *игра и игровые приемы; *упражнения; *выполнение творческих заданий *поощрение; *советы; *напоминание; *обращение внимания; *оценка; *пооперационные карты

Методы и приемы обучения – это способы взаимодействия воспитателя и детей в процессе обучения, направленные на формирование ЗУНов, на развитие и воспитание.

Методы обучения позволяют воспитателю решать главные, основные задачи обучения. С помощью приемов можно решать более мелкие, частные задачи обучения. Способы деятельности в некоторых случаях могут выступать как метод обучения, в других, как прием обучения.

Некоторые способы деятельности на занятиях могут выступать только в качестве приемов:

- указания

- советы

- напоминания

- вопрос

- оценка

- показ образца

Методы организации УПД

Æ Словесные – широко применяются в сочетании с наглядными и практическими методами, т.к. велика роль слова в воспитании и обучении детей.

* Беседа – один из сложных методов и приемов, представляет собой диалог воспитателя и детей в процессе живого общения. Цель диалога – закрепление и систематизация знаний у детей. Чаще используется после экскурсий, чтения, показа и т.д. Может быть познавательная, этическая (о животных, труде, об окружающем мире, о дружбе)

Значение:

1. Вызывает в памяти образные знания, полученные ранее, учит вдумываться в вопросы, искать правильные ответы, учит внимательно слушать всех участников беседы

2. В младшей и средней группе используется как прием обучения

3. В старшей группе может быть методом обучения.

Успех беседы зависит от сформулированных вопросов и это самое сложное.

Кроме того, в процесс беседы включается показ предметов, картин, игровые и практические задания.

Условно беседа состоит из 3-х частей:

- начало (Цель: заинтересовать, организовать внимание детей. Используется художественное слово, сюрпризный момент);

- основная часть (Основное содержание);

- заключительная (Подводится итог, делаем вывод, обобщение).



* Рассказ воспитателя – образное, живое изложение каких-то фактов, которые нельзя увидеть, о которых трудно прочитать.

В процессе рассказывания происходит живое общение рассказчика с детьми. Он рассказывает, передает свои впечатлений и свое отношение. Дети любят рассказы воспитателя больше, чем чтение.

Требования:

1. Логическая последовательность

2. Завершенность

3. Эмоциональность

4. Должен быть образцом литературной речи

Воспитатель может рассказывать о том, что он видел по пути в детский сад, где побывал, о своем детстве, про своих детей, об общественных событиях и т.д.

* Чтение художественной литературы – один из эмоциональных методов и приемов, многое дает для развития речи детей.

Требования:

1. Правильный отбор литературы для чтения детям (произведения должны быть высокохудожественными, воспитательно-направленными)

2. Побор иллюстраций

3. Выразительное чтение, работа над непонятными и новыми словами. Беседа после чтения, работа по содержанию.

* Использование проблемных вопросов и ситуаций – в них дети становятся в условия поиска ответа, решения.

Æ Наглядные

Значение:

Очень важны, учитывая особенность дошкольников – наглядно-образное мышление, конкретность мышления, маленький опыт детей. Наглядные методы позволяют сделать процесс обучения более интересным и доступным.

* Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений. Ушинский К. Д. писал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно, прежде всего, развивать их способность к наблюдению». Могут быть длительными и кратковременными, проводиться на занятиях и в повседневной жизни.

Требования:

1. До начала наблюдения должна быть четко сформулирована цель

2. Должно быть объективным, т.е. вестись без предубеждений, ожидаемых результатов

3. Должно быть полным



4. Надо проводить так, чтобы испытуемый об этом не знал

5. Исследователь должен владеть техникой достаточно быстрой записи наблюдаемых фактов

* Показ игрушек, предметов (обувь, мебель овощи)

Требования:

1. Подбор предметов по величине, цвету и количеству

2. Продумать место для показа предметов и игрушек (фон и уровень восприятия)

3. Сопровождать показ ясным, точным словом воспитателя

4. Включение для восприятия разных анализаторов

5. Включать самих детей в активную деятельность с предметами и игрушками

* Демонстрация и рассматривание картин и иллюстраций – для детского сада специально созданы серии картин: времена года (Веретенникова); домашние и дикие животные; наша Таня; Кем быть?; животные в разные времена года; мы играем (Ботурина); серия картин по развитию речи для программы «Радуга».

Также используются картины, написанные для взрослых, понятные детям (Васнецов, Левитан, Шишкин, Саврасов)

Требования:

1. Правильное размещение картин по отношению к детям

2. Воспитатель направляет восприятие детей, помогая увидеть главное

3. Используем прием вхождения в картину

4. Велика роль слова воспитателя в рассматривании картин (рассказ, пояснение, беседы и вопросы)

* Показ образца. Образцы могут быть речевыми, двигательными, звуковыми, зрительными. В качестве образца могут использоваться натуральные предметы, игрушки, картины, рисунки, схемы, планы. Лучший образец, который создается на глазах у детей

Требования:

1. Образец должен быть правильным, грамотным, эмоциональным

2. Должен сопровождаться словесным объяснением

3. Используются слайды, диафильмы, телепередачи, инсценировки

При этом необходимо соблюдать гигиенические требования, делать акцент на познавательные материалы.

Æ Практические методы и приемы

Эти методы и приемы позволяют организовать разнообразную практическую деятельность в процессе обучения. Только практические действия самих детей позволяют научиться чему-то. Они присутствуют на каждом занятии и должны занимать больше времени, чем показы и объяснения. Дети учатся практически применять знания, у них формируются необходимые умения и навыки.

* Упражнения (двигательные, речевые, музыкальные и т.д.) – могут быть на воспроизведение только что полученного материала и на творческое применение полученных знаний. Развивают активность, самоконтроль. Задания должны быть доступными как по объему, так и по содержанию. Должна сложиться определенная система постепенно усложняющихся упражнений.

* Игра и игровые приемы. Они делают учебную задачу более доступной и интересной, они повышают произвольность внимания, облегчают преодоление трудностей.

Игра используется как метод в качестве игровых обучающих ситуаций, игровых занятий по физкультуре; как прием: игровые действия (как будто), дидактические игры для закрепления знаний, театрализованные игры при разборе произведения, подвижные игры для закрепления основных движений.

* Выполнение творческих заданий – придумать рассказ, сочинить сказку, нарисовать сказочного персонажа и т.д.

* Проведение опытов и экспериментов. Детство – это каждодневное открытие мира. Ребенок – это неутомимый исследователь. В силу этого дети часто разбирают предметы, ломают их, чтобы увидеть, что внутри. В процессе опытов и экспериментов мы ставим ребенка в процесс активного познания. Самые активные опыты – опыты с водой, снегом, песком, глиной; опыты, показывающие разную тяжесть предметов, на определение объема вещества, на выбор материала для поделки.

Эти практические задания заставляют детей обследовать предметы, строить предположения и проверять их. Организуются ситуации, когда дети говорят, что нравится и что не нравится или ситуация «Все узнаем о предмете».


yuv-sherbatih-videlyaet-vtoroj-vzglyad-na-predmet-psihologii-fakti-psihicheskoj-zhizni-psihologicheskie-zakoni-i-mehanizmi-psihicheskoj-deyatelnosti.html
yuvelirnie-ukrasheniya-rospis-akvarel-akrilovie-kraski.html
    PR.RU™