Языковой материал для продуктивного усвоения

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

факультативных занятий

«ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

по учебному предмету «Иностранный язык (английский)»

X-XI классы

Минск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность факультативных занятий обусловлена необходимостью оптимизировать подготовку учащихся учреждений общего среднего образования к межкультурной коммуникации, поскольку адекватный выбор лексических единиц и правильное грамматическое оформление речи во многом определяют успешность межкультурного общения и достижение взаимопонимания между коммуникантами. Согласно требованиям государственного стандарта общего среднего образования и новой учебной программы, одной из важных задач обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся языковой компетенции, как неотъемлемого компонента иноязычной коммуникативной компетенции. Языковая компетенция предполагает совокупность знаний о правилах функционирования языковых средств в речи (в том числе лексических и грамматических), а также владение навыками их использования в коммуникативных целях. В то же время в рамках основного курса обучения иностранным языкам трудно сформировать у учащихся прочные и гибкие навыки применения изученного лексико-грамматического материала для решения коммуникативных задач. Учебная программа факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» для X-XI классов является важной составной частью системы обучения иностранному языку, тесно связана с основным курсом, его целями и содержанием, расширяет и углубляет его.

Целью факультативных занятий является формирование языковой компетенции у учащихся на III ступени обучения. В условиях факультативных занятий необходимо уделять внимание активизации как продуктивного, так и рецептивного лексико-грамматического минимума, в том числе за счет самостоятельной работы учащихся.

Задачами курса факультативных занятий являются:

· совершенствование лексических и грамматических навыков;

· систематизация изученного лексического и грамматического материала;

· овладение языковыми знаниями в пределах определенного программой предметно-тематического содержания;

· формирование целостного представления о системе изучаемого иностранного языка;

· практическое использование языковых знаний и навыков в коммуникативных целях.

Факультативные занятия способствуют также достижению образовательных целей, поскольку учащиеся анализируют языковой материал, сопоставляют различные языковые явления иностранного языка, сравнивают их с явлениями родного (русского/белорусского) языка, что позволяет развивать мышление учащихся, их аналитические, индуктивные и дедуктивные способности. При этом воспитываются такие важные качества личности, как самостоятельность, ответственность, целеустремленность и др.



Наряду с усвоением определенного объема языковых знаний и формированием навыков, учащиеся овладевают учебно-познавательными умениями: использовать справочный материал учебного пособия, двуязычных словарей и других справочных материалов, самостоятельно выполнять задания репродуктивно-продуктивного характера и др.

Данная программа носит целостный характер, предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитан на 34 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» определяется в соответствии с требованиями государственного стандарта общего среднего образования и учебной программы по иностранным языкам для данного этапа обучения.

В процессе обучения учащиеся должны систематизировать языковые знания, овладеть значением, формой и функцией лексических единиц и грамматических явлений, уметь использовать их в различных ситуациях устного и письменного общения в пределах определенного учебной программой предметно-тематического содержания для учреждений общего среднего образования.Учащиеся должны овладеть:

а) лексическими знаниями и навыками:

· словообразование лексических единиц (ЛЕ)

· сочетание новых слов с ранее изученными ЛЕ;

· узнавание и понимание изученных слов/словосочетаний в графическом тексте/речевом потоке;

· выбор и комбинирование лексических единиц с учетом ситуаций общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего;



б) грамматическими знаниями и навыками:

· образование необходимых грамматических форм и структур;

· различение сходных по форме грамматических явлений (по формальным признакам и строевым словам);

· выбор грамматических явлений в зависимости от ситуации общения;

· грамматически правильное оформление иноязычной речи в различных ситуациях устного и письменного общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего;

· узнавание и понимание грамматических явлений изучаемого языка в процессе чтения и восприятия речи на слух;

· распознавание и самостоятельная коррекция лексических / грамматических ошибок в процессе устной и письменной речи.

Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса предполагает применение различных форм обучения и методических приемов, способствующих повышению эффективности факультативных занятий и достижению поставленных целей и задач.

Для систематизации лексико-грамматического материала целесообразно использовать:

· мини-лекции

· мультимедийные презентации

· схемы, рисунки

· семантические карты, коллажи

· опорно-аналитические таблицы и др.

Важно также широко использовать потенциал самостоятельной работы учащихся: самостоятельное формулирование грамматического правила с опорой на схему / таблицу, составление опорного конспекта, дополнение таблицы и др.

В целях организации тренировки и применения изученного материала рекомендуется использовать:

· языковые, условно-речевые и речевые упражнения

· проблемные задачи

· коммуникативные игры

· квизы (викторины)

· симуляции

· обучающие и контролирующие тесты и др.

Языковые упражнения направлены главным образом на осознание различий в изучаемых явлениях, различение омонимичных форм. Условно-речевые и речевые упражнения обеспечивают варьирование ситуаций общения в рамках условной коммуникации. Решение проблемных задач требует не только собственно коммуникативных действий, но и самостоятельного поиска и отбора соответствующих языковых средств для их реализации. В ходе коммуникативных игр все внимание участников концентрируется на решении какой-либо коммуникативно-познавательной, а не языковой задачи (подбор подходящих картинок, составление маршрута путешествия, ранжирование предметов / качеств по степени значимости и т.п.), но в то же время требует использования конкретного языкового материала (той или иной грамматической структуры, лексических единиц, речевых клише). Применение квизов дает возможность не только совершенствовать лексические и грамматические навыки учащихся, но и способствует установлению межпредметных связей. Симуляции (моделирование ситуаций) позволяют активизировать речемыслительную деятельность учащихся в процессе овладения лексико-грамматическим материалом. Обучающие и контролирующие тесты обеспечивают обратную связь в ходе изучения языковых явлений.

Применение обозначенных выше способов и приемов позволяет максимально приблизить обучение к условиям реального общения, что дает возможность обеспечить гибкость формируемых лексико-грамматических навыков и их способность к переносу. Этой же цели служит использование различных видов взаимодействия учащихся: работа в парах, малых группах, командах.

Особая роль отводится таким средствам обучения, как грамматические справочники и лексико-грамматические практикумы, двуязычные и одноязычные словари, компьютерные программы, мультимедийные энциклопедии и др., которые в совокупности смогут обеспечить эффективную образовательную среду.

Использование современных компьютерных, видео- и аудиотехнологий позволит учащимся овладевать языковыми знаниями и речевыми навыками в индивидуальном темпе, с возможностью мгновенно оценить результаты выполненного задания, получить необходимую информацию о явлениях, представляющих определенные трудности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По завершению курса факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» учащиеся овладеют языковыми явлениями по основным разделам грамматики изучаемого иностранного языка, получат целостное представление о системе изучаемого языка и приобретут практические навыки использования усвоенного лексико-грамматического материала в процессе решения коммуникативных задач в пределах сфер и ситуаций общения, определяемых учебной программой. Полученные учащимися языковые знания и речевые навыки позволят им порождать устные и письменные высказывания с различной коммуникативной целью, а также понимать и интерпретировать основные идеи несложных аутентичных текстов в процессе чтения и понимания иноязычной речи на слух. В то же время факультативные занятия должны обеспечить подготовку учащихся к выполнению письменных тестов разных уровней.

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

Языковой материал для продуктивного усвоения

X класс

Лексика

Использование наиболее распространенных лексических единиц (ЛЕ), обслуживающих ситуации общения в пределах предметно-тематического содержания учебной программы, в том числе:

· изученных ЛЕ в новых значениях;

· оценочной лексики;

· заимствованных слов с совпадающим значением в двух языках;

· сложных и производных слов;

· конвертированных ЛЕ;

· речевых клише, необходимых для решения наиболее типичных коммуникативных задач;

· фразеологических сочетаний, реалий, характерных для культуры страны изучаемого языка, в рамках предметно-тематического содержания учебной программы.

Грамматика

М о р ф о л о г и я

Систематизация употребления:

· существительных (единственное и множественное число; притяжательный падеж; исчисляемые и неисчисляемые существительные);

· артикля (определенный и неопределенный артикли с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, географическими названиями, именами собственными, устойчивыми словосочетаниями и др.; значимое отсутствие артикля);

· прилагательных (степени сравнения; место прилагательного в предложении; прилагательные и наречия, представляющие трудности для различения);

· числительных (количественные и порядковые; субстантивированные числительные);

· местоимений (личные, притяжательные, указательные, неопределенные, вопросительные, возвратные и относительные местоимения);

· временных форм глаголов (действительный залог – Present Simple, Past Simple, Future Simple; Present Continuous, Past Continuous; Present Perfect, Past Perfect; страдательный залог – Past Simple Passive; повелительное наклонение);

· модальных глаголов (для выражения разрешения, возможности, способности выполнить действие; для выражения просьбы, совета, рекомендации, долженствования, запрещения, вынужденной необходимости);

· наречий (степени сравнения; случаи употребления наречий с прилагательными и др.);

· предлогов (предлоги места, времени, направления движения; употребление предлогов с прилагательными и существительными – в пределах предметно-тематического содержания учебной программы);

· союзов (употребление союзов и союзных слов в различных видах сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

Употребление неличных форм глаголов. Герундий в функциях подлежащего и дополнения. Употребление герундия после глаголов like, love, enjoy, be good at, hate, dislike. Употребление инфинитива с частицей to и без нее. Объектный инфинитивный оборот (Complex Object). Употребление действительного и страдательного причастий в функции определения.

С и н т а к с и с

Систематизация употребления основных типов простого и сложносочиненного предложений. Структура общего, альтернативного и специального вопросов. Безличные предложения с формальным подлежащим it. Предложения с оборотами there is / there are, to be going to. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, дополнительными, причины, условия и времени.

XI класс

Лексика

Использование наиболее распространенных ЛЕ, обслуживающих ситуации общения в пределах предметно-тематического содержания учебной программы, в том числе:

· изученных ЛЕ в новых значениях;

· оценочной лексики;

· заимствованных слов;

· сложных и производных слов;

· конвертированных ЛЕ;

· речевых клише, необходимых для решения наиболее типичных коммуникативных задач;

· лексико-грамматических средств для выражения различных эмоций;

· фразеологических сочетаний, реалий, характерных для культуры страны изучаемого языка, в рамках предметно-тематического содержания учебной программы;

· способов передачи значений безэквивалентной лексики на изучаемом языке.

Грамматика

М о р ф о л о г и я

Систематизация употребления:

· существительных (единственное и множественное число; притяжательный падеж; исчисляемые и неисчисляемые существительные);

· артикля (определенный и неопределенный артикли с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, географическими названиями, именами собственными и др.; употребление определенного / неопределенного артикля или отсутствие артикля в устойчивых словосочетаниях, в пределах предметно-тематического содержания общения, определенного программой основного курса);

· прилагательных (степени сравнения прилагательных, включая особые случаи образования; усиление степеней сравнения; порядок следования прилагательных перед существительным – размер, возраст, цвет и др.; прилагательные и наречия, представляющие трудности для различения);

· местоимений (неопределенные, вопросительные, возвратные, относительные местоимения);

· временных форм глаголов (формы глаголов в действительном и страдательном залогах; способы выражения действий в будущем; способы выражения действий в прошлом; выражение привычных действий в прошлом с помощью used to);

· модальных глаголов (для выражения разрешения, возможности, способности выполнить действие; для выражения просьбы, совета, рекомендации, долженствования, запрещения, необходимости / отсутствия необходимости выполнения действия);

· наречий (степени сравнения; случаи употребления наречий с прилагательными и др.);

· предлогов (предлоги места, времени, направления движения; употребление предлогов с глаголами – в пределах предметно-тематического содержания учебной программы);

· союзов (употребление союзов и союзных слов в различных видах сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

Употребление неличных форм глаголов. Герундий в функциях подлежащего и дополнения. Употребление герундия после глаголов like, love, enjoy, be good at, hate, dislike. Употребление герундия после глаголов с предлогами (в пределах предметно-тематического содержания учебной программы). Употребление инфинитива с частицей to и без нее. Объектный инфинитивный оборот (Complex Object). Употребление действительного и страдательного причастий в функции определения.

С и н т а к с и с

Систематизация употребления основных типов простого и сложносочиненного предложений. Сложноподчиненные предложения с различными придаточными. Структура общего, альтернативного, специального и разделительного вопросов. Прямая и косвенная речь. Сложноподчиненные предложения нереального условия, относящиеся к настоящему / будущему и прошедшему времени.

Языковой материал для рецептивного усвоения

X класс

Лексика

Распознавание в процессе чтения и восприятия речи на слух, в том числе с использованием языковой и контекстуальной догадки:

· значений многозначных слов;

· сложных и производных слов;

· реалий, характерных для культуры страны изучаемого языка, в рамках предметно-тематического содержания учебной программы.

Грамматика

Узнавание и понимание в процессе чтения и восприятия речи на слух временных форм глаголов в действительном (Future Continuous, Past Perfect Continuous) и страдательном (Present Simple Passive, Future Simple Passive, Present Continuous Passive) залогах. Формы глаголов в Future-in-the-Past. Обратный порядок слов в предложениях с hardly / scarcely…when, no sooner…than. Согласование времен. Виды инфинитива (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous). Модальные глаголы can’t, could, may / might, must с различными видами инфинитива для выражения предположения о возможности / невозможности выполнения действий.

XI класс

Лексика

Распознавание в процессе чтения и восприятия речи на слух, в том числе с использованием языковой и контекстуальной догадки:

· синонимов и антонимов;

· значений многозначных, сложных и производных слов;

· фоновой и коннотативной лексики (то есть ЛЕ, совпадающих по семантике в двух языках, но имеющих разную положительную или отрицательную коннотацию).

Грамматика

Узнавание и понимание в процессе чтения и восприятия речи на слух временных форм глаголов (Present Perfect Passive, Past Perfect Passive, Future Perfect Continuous). Герундиальные и причастные обороты. Обороты с формальным подлежащим. Субъектный инфинитивный оборот (Complex Subject). Согласование подлежащего и сказуемого.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

X класс

Грамматика

Морфология

Имя существительное (2 ч.)

Множественное число существительных. Особые случаи образования множественного числа (man – men, woman – women, child – children, loaf – loaves, knife – knives, deer, fish, sheep, species). Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Существительные, употребляемые только в единственном (advice, money, knowledge) или множественном числе (trousers, outskirts, cattle) числе. Существительные в единственном числе, имеющие форму множественного (gymnastics, athletics). Притяжательный падеж существительных в единственном и множественном числе.

Артикль (4 ч.)

Определенный и неопределенный артикли с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными. Употребление определённого артикля перед порядковыми числительными. Артикль с географическими названиями (улицы, города, страны, континенты, реки, озера, моря, океаны, горы), с названиями продуктов питания, блюд, приемов пищи. Артикль с названиями видов спорта и спортивных соревнований, с названиями достопримечательностей, музыкальных инструментов. Употребление артикля с субстантивированными прилагательными. Артикль с именами собственными (названия музеев, театров, кинотеатров), с названиями средств коммуникации (телевидение, телефон, компьютер), с абстрактными существительными, с названиями газет, журналов, молодежных организаций. Употребление / отсутствие артикля в устойчивых словосочетаниях (в пределах предметно-тематического содержания общения, определенного учебной программой основного курса).

Имя прилагательное (2 ч.)

Место прилагательного в предложении. Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных. Особые случаи образования степеней сравнения (good, bad). Прилагательные и наречия, представляющие трудности для различения (hard / hardly, good – well, late – lately, bad – badly).

Имя числительное (1 ч.)

Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных hundred, thousand, million.

Местоимение (2 ч.)

Личные,притяжательные, указательные местоимения.Объектный падеж личных местоимений. Неопределенные местоимения some, any, no и их производные. Употребление неопределенных местоимений much, many, few, little, neither, either, none, other, another. Вопросительные местоимения what, who, where, when, why, how. Возвратные местоимения (myself), относительные местоимения who, whose, whom, which, what, where, why, when. Абсолютные притяжательные местоимения (mine).

Глагол (6 ч.)

Употребление утвердительной, отрицательной и вопросительной форм глаголов в Present Simple, Past Simple, Future Simple. Употребление форм глаголов в Present Continuous, Past Continuous, Present Perfect, Past Perfect, Present Perfect Continuous. Сравнение употребления времен Present Perfect и Past Simple, Present Perfect и Present Perfect Continuous. Употребление глаголов в Present Simple, Present Continuous для выражения будущих действий. Выражение привычных действий в прошлом с помощью used to. Употребление утвердительной, отрицательной и вопросительной форм глаголов в Past Simple Passive. Повелительное наклонение.

Модальные глаголы (2 ч.)

Употребление модальных глаголов для выражения разрешения, возможности, способности выполнить действие (can, may); для выражения просьбы (can), совета, рекомендации (should / shouldn’t, ought to), долженствования, запрещения (must / mustn’t), вынужденной необходимости (to have to). Употребление could, to be able to для выражения возможности / способности выполнения действий в прошлом.

Наречие (2 ч.)

Степени сравнения наречий. Употребление наречий usually, tomorrow, tonight, then, yesterday, ago, next, today, always, often, sometimes, rarely, ever, never, well, fast, just, already, yet, so such. Отдельные случаи употребления наречий с прилагательными (too + прилагательное, прилагательное + enough).

Предлоги (2 ч.)

Предлоги места (in, on, under, near, at, behind, in front of, between, opposite, next to), времени (at, on, in, by, from…to, for), направления движения (to, along, past, over). Употребление предлогов since, before, after, till, until, with. Употребление предлогов с прилагательными и существительными (в пределах предметно-тематического содержания учебной программы).

Союзы (2 ч.)

Употребление союзов и союзных слов (and, but, because, than, while, if, in case, when, as…as, as soon as, in spite of / despite) в различных видах сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

XI класс

Грамматика

Морфология

Имя существительное (2 ч.)

Множественное число существительных. Особые случаи образования множественного числа (datum – data, medium – media, phenomenon – phenomena, deer, fish, sheep, species). Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Существительные, употребляемые только в единственном (advice, money, knowledge, hair) или множественном числе (goods, clothes, outskirts) числе. Существительные в единственном числе, имеющие форму множественного (billiards, physics, economics). Притяжательный падеж существительных в единственном и множественном числе.

Артикль (4 ч.)

Определенный и неопределенный артикли с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными. Артикль с географическими названиями. Употребление артикля с названиями национальностей, праздников, фестивалей. Употребление артикля с субстантивированными прилагательными. Артикль с именами собственными, с названиями средств коммуникации, с абстрактными существительными, названиями организаций, учреждений. Употребление / отсутствие артикля в устойчивых словосочетаниях (в пределах предметно-тематического содержания общения, определенного программой основного курса).

Имя прилагательное (2 ч.)

Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных. Особые случаи образования степеней сравнения. Усиление степеней сравнения прилагательных a lot, far, much (longer), slightly, a bit, a little (faster). Прилагательные и наречия, представляющие трудности для различения. Употребление прилагательных после глаголов to feel, to taste, to smell.

Местоимение (2 ч.)

Систематизация употребления неопределенных местоимений. Употребление вопросительных, возвратных и относительных местоимений. Абсолютные притяжательные местоимения.

Глагол (6 ч.)

Систематизация употребления временных форм глаголов в действительном и страдательном залогах. Способы выражения действий в будущем (Present Simple, Present Continuous, Future Simple). Способы выражения действий в прошлом (Past Simple, Past Continuous, Past Perfect). Выражение привычных действий в прошлом с помощью used to. Сравнение употребления used to и be / get used to … ing.

Модальные глаголы (2 ч.)

Употребление модальных глаголов для выражения разрешения, возможности, способности выполнить действие, для выражения просьбы, совета, рекомендации, долженствования, запрещения, вынужденной необходимости. Употребление need / needn’t для выражения необходимости / отсутствия необходимости выполнения действия.

Наречие (2 ч.)

Степени сравнения наречий. Наречия, совпадающие по форме с прилагательными.Отдельные случаи употребления наречий.

Предлоги (2 ч.)

Предлоги места, времени, направления движения и принадлежности. Употребление предлогов с глаголами (в пределах предметно-тематического содержания учебной программы).

Союзы (2 ч.)

Употребление союзов и союзных слов в различных видах сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Английский язык: первые шаги на пути к успеху / Е.Б. Карневская [и др.]. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2007. – 208 с. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).

2. Английский язык: готовимся к централизованному тестированию: Анализ ошибок 2007 года. Комментарии к ответам. Тренировочные тесты / Респ. ин-т контроля знаний Мин-ва образования Респ. Беларусь. – Минск : Аверсэв, 2008. – 106 с. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).

3. Английский язык: готовимся к централизованному тестированию: артикли, предлоги, местоимения, словообразование, словоупотребление, тематический словарь, чтение / Е.Б. Карневская [и др.]. – 2-е изд., доп. – Минск: Аверсэв, 2008. – 144 с. – (Школьникам, абитуриентам, учащимся).

4. Успех на вступительных экзаменах/ Е.Б. Карневская, З.Д.Курочкина, Е.А. Мисуно, Ю.В. Стулов. – Мн.: Бестпринт, 2002. – 160 с.

5. Леонтьева, Т. П. Методика преподавания иностранного языка : учеб. пособие / Т. П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т. П. Леонтьевой. – Минск : Выш. школа, 2015. – 239 с. : ил.

6. Централизованное тестирование. Английский язык: сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2010.

7. Централизованное тестирование. Английский язык: сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2011.

8. Централизованное тестирование. Английский язык: полный сборник тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2011.

9. Централизованное тестирование. Английский язык: сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2012.

10. Централизованное тестирование. Английский язык: сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2013.

11. Централизованное тестирование. Английский язык: сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2014.

12. Централизованное тестирование. Английский язык: сб. тестов / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2015.

13. Alexander, L.G. Right Word Wrong Word. Words and structures confused and misused by learners of English . – Harlow: Longman Group UK Limited, 1996. – 308 p.

14. Eastwood, John. Oxford Practice Grammar with answers. – Oxford: Oxford University Press, 2000. – 432 p.

15. Evans, Virginia. Round Up 6. English Grammar Book. – Harlow: Pearson Education Limited, 2005. – 268 p.

16. Murphy, Raymond. English Grammar in Use. A self-study reference and practice book for intermediate students. – Cambridge: Cambridge University Press, 1997. – 350 p.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

факультативных занятий

«ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

по учебному предмету «Иностранный язык (английский)»

X-XI классы

Минск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность факультативных занятий обусловлена необходимостью оптимизировать подготовку учащихся учреждений общего среднего образования к межкультурной коммуникации, поскольку адекватный выбор лексических единиц и правильное грамматическое оформление речи во многом определяют успешность межкультурного общения и достижение взаимопонимания между коммуникантами. Согласно требованиям государственного стандарта общего среднего образования и новой учебной программы, одной из важных задач обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся языковой компетенции, как неотъемлемого компонента иноязычной коммуникативной компетенции. Языковая компетенция предполагает совокупность знаний о правилах функционирования языковых средств в речи (в том числе лексических и грамматических), а также владение навыками их использования в коммуникативных целях. В то же время в рамках основного курса обучения иностранным языкам трудно сформировать у учащихся прочные и гибкие навыки применения изученного лексико-грамматического материала для решения коммуникативных задач. Учебная программа факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» для X-XI классов является важной составной частью системы обучения иностранному языку, тесно связана с основным курсом, его целями и содержанием, расширяет и углубляет его.

Целью факультативных занятий является формирование языковой компетенции у учащихся на III ступени обучения. В условиях факультативных занятий необходимо уделять внимание активизации как продуктивного, так и рецептивного лексико-грамматического минимума, в том числе за счет самостоятельной работы учащихся.

Задачами курса факультативных занятий являются:

· совершенствование лексических и грамматических навыков;

· систематизация изученного лексического и грамматического материала;

· овладение языковыми знаниями в пределах определенного программой предметно-тематического содержания;

· формирование целостного представления о системе изучаемого иностранного языка;

· практическое использование языковых знаний и навыков в коммуникативных целях.

Факультативные занятия способствуют также достижению образовательных целей, поскольку учащиеся анализируют языковой материал, сопоставляют различные языковые явления иностранного языка, сравнивают их с явлениями родного (русского/белорусского) языка, что позволяет развивать мышление учащихся, их аналитические, индуктивные и дедуктивные способности. При этом воспитываются такие важные качества личности, как самостоятельность, ответственность, целеустремленность и др.

Наряду с усвоением определенного объема языковых знаний и формированием навыков, учащиеся овладевают учебно-познавательными умениями: использовать справочный материал учебного пособия, двуязычных словарей и других справочных материалов, самостоятельно выполнять задания репродуктивно-продуктивного характера и др.

Данная программа носит целостный характер, предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитан на 34 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» определяется в соответствии с требованиями государственного стандарта общего среднего образования и учебной программы по иностранным языкам для данного этапа обучения.

В процессе обучения учащиеся должны систематизировать языковые знания, овладеть значением, формой и функцией лексических единиц и грамматических явлений, уметь использовать их в различных ситуациях устного и письменного общения в пределах определенного учебной программой предметно-тематического содержания для учреждений общего среднего образования.Учащиеся должны овладеть:

а) лексическими знаниями и навыками:

· словообразование лексических единиц (ЛЕ)

· сочетание новых слов с ранее изученными ЛЕ;

· узнавание и понимание изученных слов/словосочетаний в графическом тексте/речевом потоке;

· выбор и комбинирование лексических единиц с учетом ситуаций общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего;

б) грамматическими знаниями и навыками:

· образование необходимых грамматических форм и структур;

· различение сходных по форме грамматических явлений (по формальным признакам и строевым словам);

· выбор грамматических явлений в зависимости от ситуации общения;

· грамматически правильное оформление иноязычной речи в различных ситуациях устного и письменного общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего;

· узнавание и понимание грамматических явлений изучаемого языка в процессе чтения и восприятия речи на слух;

· распознавание и самостоятельная коррекция лексических / грамматических ошибок в процессе устной и письменной речи.

Организация образовательного процесса

Организация образовательного процесса предполагает применение различных форм обучения и методических приемов, способствующих повышению эффективности факультативных занятий и достижению поставленных целей и задач.

Для систематизации лексико-грамматического материала целесообразно использовать:

· мини-лекции

· мультимедийные презентации

· схемы, рисунки

· семантические карты, коллажи

· опорно-аналитические таблицы и др.

Важно также широко использовать потенциал самостоятельной работы учащихся: самостоятельное формулирование грамматического правила с опорой на схему / таблицу, составление опорного конспекта, дополнение таблицы и др.

В целях организации тренировки и применения изученного материала рекомендуется использовать:

· языковые, условно-речевые и речевые упражнения

· проблемные задачи

· коммуникативные игры

· квизы (викторины)

· симуляции

· обучающие и контролирующие тесты и др.

Языковые упражнения направлены главным образом на осознание различий в изучаемых явлениях, различение омонимичных форм. Условно-речевые и речевые упражнения обеспечивают варьирование ситуаций общения в рамках условной коммуникации. Решение проблемных задач требует не только собственно коммуникативных действий, но и самостоятельного поиска и отбора соответствующих языковых средств для их реализации. В ходе коммуникативных игр все внимание участников концентрируется на решении какой-либо коммуникативно-познавательной, а не языковой задачи (подбор подходящих картинок, составление маршрута путешествия, ранжирование предметов / качеств по степени значимости и т.п.), но в то же время требует использования конкретного языкового материала (той или иной грамматической структуры, лексических единиц, речевых клише). Применение квизов дает возможность не только совершенствовать лексические и грамматические навыки учащихся, но и способствует установлению межпредметных связей. Симуляции (моделирование ситуаций) позволяют активизировать речемыслительную деятельность учащихся в процессе овладения лексико-грамматическим материалом. Обучающие и контролирующие тесты обеспечивают обратную связь в ходе изучения языковых явлений.

Применение обозначенных выше способов и приемов позволяет максимально приблизить обучение к условиям реального общения, что дает возможность обеспечить гибкость формируемы


yurgen-brach-kogda-konec-stanovitsya-nachalom-osoznaniya-zhizni.html
yuridicheskaya-kvalifikaciya-vrachebnih-oshibok.html
    PR.RU™