Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.

Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.

Язык – это система соц.обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации). Язык является самой сложной из всех знаковых систем. Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание.

Функции языка:

1) Коммуникативная

2) Когнитивная (гносеологическая, познавательная)

3) Аккумулятивная

4) Эмоциональная (междометия)

Части языка – уровни

1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема)

2) Морфемный – значимые части слова

3) Лексический, слово – знак (словесный)

4) Синтаксический:

А) Словосочетание обладает номинативной функцией

Б) Предложение – коммуникативная функция

Слово – основная единица языка

Система языка динамична. Принципы языкового развития:

1. экономия произносительных усилий. Стремление добиваться цели при минимальных усилиях приводят к сокращению означающего до определенных пределов

Примеры: сейчас – щас, академический отпуск- академ.отпуск – академка. Предел экономии – искажение информации

2. Принцип аналогии – уподобление одной языковой формы другой (ректоры-ректора, по аналогии с доктора);

3. Влияние экстралингвистических факторов (процесс заимствования: убийца - киллер).

Русский язык – индоевропейская семья. Самый северный – исландский, южный – Сингальский, запад – Португальский, восток – Сахалин, русский)

Европейцы не являются автохтонным населением (относящимся к местам исконного обитания)

Рейтинг языков:1.Китайский 2.Английский 3.Хинди и Урду 4.Испанский 5.Русский

Понятие о современном русском литературном языке.

Узкое толкование – русский язык последних пятидесяти лет. Широкое – от эпохи творчества Пушкина

Теория трех штилей: Высокая (трагедия), Средняя, Низкая (комедия). Высокий штиль заимствован из древне - русского языка

938 г. – создание Кириллом и Мефодием кириллицы в Фессалониках для южных славян, восточные ее заимствовали.

Пушкин впервые смешал восточно-славянский и южный языки. - Возникновение диглоссии (двуязычия)

Литературный язык – форма общепринятого языка, который обслуживает все сферы деятельности всего коллектива говорящих. Главный признак литературного языка – наличие нормы, общеобязательность норм и их кодификация.



Нормы литературного языка и современная речевая практика. Принципы русской орфографии.

Литературный язык – это такая форма общенародного языка, которую воспринимают как образцовую и которая обслуживает все сферы деятельности (в отличие от социальных, профессиональных диалектов) всего коллектива говорящих (в отличие от территориальных диалектов). Таким образом, территориальные и профессиональные диалекты входят в общенародный русский язык, но находятся за пределами русского литературного языка.

Признаки литературного языка:

Нормированность (главный признак)

общеобязательность форм и их кодификация

существование функциональных стилей, то есть стилистическая дифференциация средств выражения

Норма – принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, словоизменения, построения словосочетаний и предложений.

Нормы литературного языка

1) Фонетический уровень – фонема – Орфоэпическая норма

a) акцентологическая норма ударения

b) Фонетическая норма

2) Морфемный уровень – морфема – Словообразовательная норма

3) Лексический уровень – лексема, слово – Лексическая норма

Лит. язык регулирует правильное употребление слов в соответствие с их значением

4) Синтаксический уровень – синтагма – Грамматический уровень

Лит. язык регулирует правила образования слов, употребления в речи, построения синтаксических конструкций

5) Текстовый – Стилистическая норма

Лит. язык регулирует правила выбора речевых средств в соответствие с ситуацией общения.

6) Орфографическая норма

Лит. язык регулирует правила написания слов

7) Пунктуационная норма

Принципы русской орфографии

1) Морфологический принцип

Регулирует проверяемое написание

Значимые части слова пишутся единообразно в независимости от произношения.



а) Ь на конце женского рода третьего склонения с шипящим на конце

б) Написание инфинитива с конечным шипящим

в) Формы повелительного наклонения с кинечной шипящей с Ь

2) Традиционный принцип регулирует непроверяемое написание

а) правило написания И после шипящих и Ц

3) Фонетический принцип

Регулирует написание, ограниченное произношением

а) Приставки на з/с

б) Чередование гласных в корне

в) смешение русских и старославянский написаний

4) Дифференцирующий принцип

Различает написание слов в зависимости от значений

4. Морфемная структура слова. Производные и непроизводные слова. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. Морфологические и неморфологические способы современного русского словообразования.

Слово – основная структурно-семантическая единица языка.

Функция слова – называние (номинация) предметов, их свойств, отношений, процессов, явлений в мире дискурса.

Слово состоит из морфем (минимум одной: вдруг, там) и характеризуется определённой морфологической структурой. Слова бывают производные и непроизводные, и те, и другие выступают в качестве базы для образования новых слов, таким образом создаются словообразовательные цепочки и гнёзда однокоренных слов (гора – горный – горняк – горняцкий).

Слово представляет собой единство формы и содержания – лексического значения (ЛЗС). ЛЗС – это обобщённое отражение объекта обозначаемого данным словом

Значение слова не является простой суммой составляющих его морфем

Морфемная структура слова

Основа – часто слова, выражающая его лексическое значение.

Окончание (флексия) – указывает на отношение одного слова к другим

Корень – общая часть родственных слов

Аффиксы

Морфологические и неморфологические способы современного русского словообразования.

Морфологический способ – словообразование путем закономерного сочетания морфем в слове.

1) Основосложение – образование сожных (пароход, водопровод) и сложносокращенных слов (обком, ликбез)

2) Безаффиксный – редко используется, только при образовании имен существительных. При этом меняется конечный согласный и ударение, но основа остается.

3) Аффиксный – самый продуктивный способ, присоедиение к корню значимых морфем (для слздания как лексических, так и грамматических форм)

4) Суффиксальный – прибавление суффикса к основе.

5) Префиксальный – прибавление приставки.

6) Суффиксально-префиксальный

7) Постфиксальный – аффикс после окончания.

Лексико-семантическое словообразование – слово, уже существующее в языке приобретает новое значение.

Лексико-синтаксическое – образование слов, раньше бывших словосочетанием (сумасшедший).

Морфологическо-синтаксический – переход слов из одной части речи в другую

Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.

Признаки слова.

1) Структурная оформленность – наличие ударения и невозможность изменений внутри слова.

2) Непроницаемость – внутри слова невозможно вставить другое

3) Семантическая идиоматичность. Идиома – фразеологизм. Значение фразеологизма не равно сумме значений слов.

4) Воспроизводимость – слова в процессе речи берутся в готовом виде из языка

Свойства слова:

Наличие морфологической структуры. Всякое слово состоит хотя бы из одной морфологической структуры слова. Слова бывают производными (в слове кроме корня есть суффикс и др.) и непроизводными.

Коннотация.

Сочетание эмоционально-экспрессивных функций – стилистические добавки к лексическому значению, которые делают слово стилистически окрашенным. (поэт – рифмоплет)

Указательные,

вопросительно-относительные (Кто, что, какой…),

определительные (Весь, любой, сам, самый),

неопределенные.(Некто, нечто, кто-то, какой-то, кто-нибудь, чей-нибудь, кто-либо, кое-кто, кое-какой)

отрицательные (ничто, некого, нечего, никакой)

Двусоставное предложение.

Это предложения составленные по подлежащно –сказуемостной схеме. Простое предложение, структурную основу которого образуют подлежащее, одно или с зависимыми от него словами (первый состав), и сказуемое, одно или с зависимыми от него словами (второй состав).

Типы сказуемого и способы его выражения в двусоставном предложении. Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Сказуемое обычно формально уподобляется подлежащему, синтаксические отношения между ними называются координацией. Это особый вид формального уподобления, который иногда называют согласованием.

Безличные предложения.

Сказуемое называет стихийный, непроизвольный процесс (состояние), не имеющий деятеля, то есть безсубъектный. Важно отсутствие активного деятеля (ему не спится, бабушке грустно, его убило молнией).

Способы выражения сказуемых:

Безличный глагол, кот. активно образуются от личных глаголов с помощью –ся: спаться, дрематься, работаться и обозначает неконтролируемое состояние.

Личный глагол в безличном употреблении (личный глагол – это глагол, который может выступать как название действия, совершаемого субъектом, и имеет 6 личных форм: я стучу, ты стучишь, он стучит и т.д., но в безличном предложении такой глагол используется для обозначения состояния, неуправляемого действия или стихийного процесса: Приятно пахнет цветами- констатируется наличие запаха).

Слова – предикативы (слова, которые используются в безличном предложении в качестве сказуемого – категория состояния: тепло, весело, грустно – безлично-предикативные слова)

-Предикативны-существительные: время, грех, пора, недосуг, лень, охота, жаль, стыд, позор, ужас и т.д.

- Предикативы-причастия (краткие страдательные причастия в форме ед.числа, среднего рода: сделано, вымыто, накурено, весело. - - Предикативы-наречия: предикативы-наречия с модальным значением необходимости, возможности: можно, возможно, надо, нельзя, нужно; предикативы-наречия со значением состояния могут иметь или не иметь омонимы среди качественных прилагательных.

Безличными являются предложения со сказуемым – отрицательным словом нет, а также с соотносимыми с ним формами не было, не будет.

Инфинитивные предложения.

В инфинитивных предложениях есть признаки присущие безличному. Сказуемое выражено грамматически независимым инфинитивом: Вам не видать таких сражений!

Семантика инфинитивных предложений – это обозначение возможного или невозможного, необходимого или неизбежного действия, но действия всегда потенциального. Инфинитивные предложения экспрессивны. Основная сфера употребления, помимо художественной литературы – разговорная речь.

Эллиптические предложения

Эллиптические предложения — особый вид неполных предложений. В них всегда отсутствует глагол-сказуемое. Отличаются тем, что они понятны без контекста и без ситуации. В эллиптических предложениях не принято ставить тире на месте пропуска.

Эллиптироваться могут глаголы:

глаголы бытия, нахождения в пространстве. что? кто? → где? пример: Книга на столе.(лежит)

глаголы движения. кто? → куда? откуда? примеры: Мы в школу. Мы из школы. Татьяна в лес, медведь за ней.(идём)

глаголы речи, мысли. кто? → о чём? о ком? примеры: Кто о чём, а вшивый о бане. (мечтает, думает)

глаголы энергичного, агрессивного действия. кого? → чем? за что? примеры: А вы бы его за волосы! Доской их, доской! Как пройдёт рыжий, я сразу в глаз ему!(схватите,ударьте)

Парцелляция

Парцелляция — разделение единого в языке предложения с помощью точки на ряд высказываний. Пример: Он обещал приехать. И приехал. (парцеллят, который не является самостоятельным предложением)

Парцеллироваться могут:

-однородные члены ( в том числе сказуемые)

-второстепенные члены

-части сложного предложения

Цели использования: ритмизация текста; выделение важных фрагментов информации;

Здесь структура речи максимально приближается к процессу мысли. Мышление человека дискретно (прерывно) и ассоциативно (актуализирующая проза).

Сегментированный инфинитив.

Пересмотреть в сжатые сроки все спектакли мастера — такое удаётся нечасто.

Родине служить — где этому учат?

Все конструкции расчленения возникают в разговорной речи и направлены на то, чтобы облегчить адресату восприятие сообщения.

Обращение.

Oбособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения и не включают в синтаксическое дерево зависимостей или составляющих.

1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми.

Если обращение в начале предложения произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

2. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком, но если о выступает в роли междометия (со значением «ах»), то после него ставится запятая.

Если перед повторяющимся обращением стоит частица а, то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака не ставится, например: Нина, а Нин, поди сюда. При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой: А, Васька!

3. Личные местоимения ты и вы, как правило, не являются обращениями. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним, например: Ну, полноте, шутник вы этакий. В редких случаях местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения: Тише, вы!

4. Если распространенное обращение разбито в предложении на части, то каждая из них выделяется запятыми.

5. Между двумя обращениями, связанными неповторяющимся союзом, запятая не ставится.

25. Актуальное членение предложения и его компоненты (тема и рема). Цепная и параллельная связь, способы ее реализации. Последовательный и параллельный строй текста.

Инверсия.

Тема – рема – прямой порядок слов.

Рема – тема – обратный = инверсия = экспрессия = субъективность = акцентирование ремы. Например: при вопросе - Где книга? возможно два ответа: Книга (Т) на столе (Р) и На столе (Р) книга (Т). В первом случае порядок слов прямой, во втором мы наблюдаем инверсию, при этом вариант с инверсией имеет особую интонацию и является эмоционально окрашенной конструкцией.

Сочинительная связь.

- Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.

- Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.

- Сочинение придает частям известную самостоятельность.

- Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.

Подчинительная связь.

- Выражается в формальных показателях – подчинительных союзах и союзных словах.

- Подчинительные союзы помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности.

Бессоюзная связь.

- Части бессоюзного предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Сочинительная связь.

Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.

Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.

Сочинение придает частям известную самостоятельность.

Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.

Противительные отношения.

Противительные союзы: а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то. Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой.

Разделительные отношения.

Разделительные союзы: указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость. Основное значение – взаимоисключение, чередование.

Или, либо – общее значение взаимоисключения, разделительности.

Ли –Ли, Ли –Или – оттенок перечисления.

То –То – чередование действий или явлений, их последовательная смена.

То ли – то ли, не то – не то – оттенок предположительности.

Пояснительные отношения.

Содержание второй части поясняет, уточняет то, о чем говорится в первой.

Пояснительные союзы: отношение пояснения.

То есть.

Подчинительная связь.

Выражается в формальных показательно-подчинительных союзах и союзных словах.

Помещаются в придаточной части и служат показателем её подчиненности.

Выделяют простые (что, когда, если, как) и составные союзы (потому что, так как, несмотря на то, что).

Союзные слова – это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной. Они являются членами предложения.

Структурные характеристики.

Расчлененная и нерасчлененная структура.

Грамматические средства связи частей ( союзы, союзные слова, корреляты).

СПП расчлененной структуры.

Придаточная часть прикрепляется ко всей главной части в целом (если смерти не случится, проживу ещё 100 лет).

-придаточная часть прикрепляется ко всей главной части в целом.

-части менее спаянны, связь не такая тесная.

-придаточ. часть указывает на определенные обстоятельства, при которых совершается или может совершиться то, о чем говорится в главной части (время, цель, место, условие…). Придат. Называют обстоятельственными.

- главная часть стр-но не требует распространения вообще и опред. видом придаточ. в частности.

Употребление придаточных зависит от цели высказывания, а не от стр-ры главной части.

Грамматические средства связи частей.

1) Союзный тип предложения: в придаточной части – союзом. (я знаю, что я ничего не знаю)

2) Относительный тип предложения: в придаточной части – союзным словом

Местоименно-соотносительный тип предложения: в главной части – местоименно-соотносительным словом, в придаточной части – союзным словом. (он не смог ответить, что он будет делать с подарком).

3) Местоименно-союзно-соотносительный тип предложения: в главной части – местоименно-соотносительное слово, в придаточной части – союз (растенье так сверкало, будто оно сделано из хрусталя).

СПП расчлененной структуры.

Придаточная часть прикрепляется ко всей главной части в целом (если смерти не случится, проживу ещё 100 лет).

-придаточная часть прикрепляется ко всей главной части в целом.

-части менее спаянны, связь не такая тесная.

-придаточ. часть указывает на определенные обстоятельства, при которых совершается или может совершиться то, о чем говорится в главной части (время, цель, место, условие…). Придат. Называют обстоятельственными.

- главная часть структурно не требует распространения вообще и опред. видом придаточ. в частности.

Употребление придаточных зависит от цели высказывания, а не от структуры главной части.

СПП расчлененной и нерасчлененной структуры различаются:

1) Степенью спаянности частей

2) Характером отношений между главной и придаточной частью

3) Функциями придаточных

4) Семантикой придаточных частей

5) Большая спаянность – в СПП нерасчлененной структуры

6) Морфолого-синтаксические отношения - в СПП нерасчлененной структуры, синтаксические – в СПП расчлененной структуры

7) Распространение всей главной части – СПП расчлененной структуры, восполнение значения слова или словосочетания – в СПП нерасчлененной структ.

8) Придаточные изъяснительные и определительные – СПП нерасчлененной. Придаточные обстоятельственные разных типов – СПП расчлененной структуры

Временные значения в СПП.

Значения одновременности:

- союзы: когда, пока, покуда, покамест, в то время как, по мере того как

- несовершенный вид глаголов-сказуемых: Человек ясно выражается, пока им владеет мысль.

Значения разновременности:

- союзы: когда, пока не, покуда не, как, как только, лишь только, с тех пор как, едва как

- совершенный вид глаголов сказуемых: С тех пор как он поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость.

Частичное совпадение действий во времени помечается разными формами глаголов-сказуемых. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.

Значение разновременности

А) Союзы:когда, пока не, покуда не, как, как только, лишь только

Б) Совершенный вид глагола

Пространственные значения:

Пространственное отношение беднее,чем в простых предложениях. В сложном предложении эти отношения предают только СПП в предложения местоименно-соотнесенного типа.

Их схемы:

Р там- где,куда,откуда Р( место)

Р туда-куда, где, откуда Р(направление)

Р оттуда- откуда, где, куда Р( исход пункт)

Значения причины в языке.

Союзы – потому что, оттого что, потому как, поскольку, благо, ибо, так как, из-за того что, ввиду того что.

Составные союзы могут расчленяться.

Все союзы имеют свои оттенки. Самый употребляемый - “потому что”.

Придаточные причины обычно перемещаются после главной части, за исключением случаев, когда нужно подчеркнуть причину.

Другие способы выражения причинных значений:

ССП – Р и Р (лексика); Р и потому Р; Р и оттого Р; Р а потому Р

Украина не заплатила долги, и Газпром сократил подачу газа в эту страну.

БП – Р:Р (лексика + интонация)

Газпром сократил подачу газа на Украину: страна не выплатила долги.

ПП – существительные с предлогами причинного значения (из—за, от, по причине...)

Из-за неуплаты долгов Газпром сократил подачу газа на Украину.

Значения следствия в языке

Выражают:

СПП с придаточным следственным (союз - так что)

БП: Р – Р (лексика + интонация)

ССП: Р и Р (лексика)

ПП: предложно-падежные сочетания со следственным значением (вследствие того, в результате того...)

Родительный п.

Творительный Винительный п.

На что? За что? За чем?

Средства, полученные по кредиту, потрачены на покупку квартиры.

Завтра мы планируем отправиться за покупками…

- Для выражения целевых отношений используются деепричастные обороты с деепричастиями несовершенного вида. Как правило, они располагаются после глаголов-сказуемых.

- Зонд сканирует эфир, разыскивая электромагнитные волны неприродного происхождения.

- Многие животные принимают устрашающую позу, предупреждая об опасности приближения к ним.

Предложения антицели

Они передают в главной части отношения непроизвольного и нецелевого действия.

Они возникали утром, чтобы исчезнуть к вечеру. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную задачу.

БП однородного состава

Приближаются по значениям и структурным признакам к ССП

Характерны смысловая однотипность частей и одинаковое отношение к сложному целому Стоит погожий летний день, вода в озере не шелохнется.

Смысловые отношения в БП однородного состава

1) Перечислительные отношения

2) Разделительные отношения

3) Сопоставительные отношения

БП неоднородного типа

Приближается по значениям и структурным признакам к СПП.

В смысловом отношении части разнотипны и зависят одна от другой.

Смысловые отношения БП неоднородного состава.

1) Объектные

2) Определительные

3) Условные

4) Временные

5) Образа действия

6) Следственные

7) Сравнительные

8) Целевые

БП переходного типа:

Переходными являются: - Бессоюзное с пояснительными отношениями (между двумя частями можно вставить слова а именно), напоминающими отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения. Например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями... Основная часть высказывания содержится в первой части, но вместе с тем предложения второй части обладают известной смысловой самостоятельностью.

- Бессоюзное с присоединительными отношениями например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,- это неоспоримо (Бросится женщина в омут головой от любви,- вот актриса

Независимость второй части в подобных случаях ущемляется наличием в начале ее слов это, то, вот что и др., понятных только из контекста.

- Бессоюзное с противительно-уступительными отношениями бессоюзные сложные предложения с противительно-уступительными отношениями (ср. такой же характер предложений с союзами хотя - но, образующими пару, состоящую из подчинительного и сочинительного союзов). Например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не было; На образ взглянешь - свят не станешь. В этих примерах возможна вставка противительного союза (а, но) и вместе с тем использование союзов, оформляющих присоединение придаточного уступительного (хотя - но).

Период.

Особым образом организованное многочленное предложение. Значительное по объему сложное предложение, которое характеризуется с внешней стороны четким интонационным членением на 2 части (обычно ассиметричных по размеру).

Абзац и ССЦ.

Абзац.

1) Отступ в начале строки, красная строка.

2) 2 отрезок текста между двумя такими отступами

Предмет синтаксиса – 2-ое значение

Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой.

Типовые варианты соотношения абзаца и ССЦ

1) 1 абзац = 1 ССЦ

2) 1 абзац = 1 предложению,зачину.

3) 1 абзац = 1 предложение, концовка.

4) 1 абзац = несколько ССЦ.

Абзац и ССЦ.

Абзац.

3) Отступ в начале строки, красная строка.

4) 2 отрезок текста между двумя такими отступами

Предмет синтаксиса – 2-ое значение

Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой.

Типовые варианты соотношения абзаца и ССЦ

5) 1 абзац = 1 ССЦ

6) 1 абзац = 1 предложению,зачину.

7) 1 абзац = 1 предложение, концовка.

8) 1 абзац = несколько ССЦ.

Прямая речь.

Прямая речь - это форма точной передачи чужой речи с буквальным воспроизведением ее лексического наполнения и особенностей стилистического строения. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего. Пример: «Ты сказал: „Вернусь поздно“»

Авторские слова в прямой речи.

Назначение авторских слов – установка самого факта чужой речи и указание, кому она принадлежит.

В речи автора используется глаголы со значением сообщения, слова со значением сопровождающих речь процессов , а также такие существительные, как просьба, шепот…

Косвенная речь

Передача высказывания в форме придаточного предложения (обычно изъяснительная придаточная часть СПП)

Главная часть выполняет ту же функцию, что и слова автора в прямой речи. Косвенная речь всегда следует за авторскими словами, то есть всегда в придаточной части косвенная речь 3-го лица передаётся так: «Он сказал, что будет дома».

Косвенная речь передает не весь смысл живой речи, а только основной. Некоторые языковые средства не могут использоваться в косвенной речи (обращения, повелительное наклонение, междометия, модальные слова, частицы)

Перевод пр. речи в косв.

1) Повествовательное предл → в косв. заменяется изъяснительной частью СПП с союзом «что»

2) Побудительное предложение → в косвенную речь – изъяснительная придаточная часть с «чтобы»

3) Вопросительное предложение → заменяется придаточным без введения союзов (вопросительное слово = союзное слово)

Все личные формы глаголов, личные и притяжательные местоимения употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего.

Несобственно-прямая речь

Форма передачи чужой речи, совмещающая в себе черты косв. и пр. речи. Не оформляется в виде придаточной части СПП, а непосредственно включается в авторское повествование. Сохраняет в некоторой степени лексические и синтаксические собенности речи говорящего, эмоциональную окраску.

Функция описания и повествования. Передает внутренние переживания персонажа.

Приём несобственно-прямой речи впервые использовал в русской литературе А. С. Пушкин, после чего он приобрёл развитие в художественной литературе. Несобственно-прямая речь на синтаксическом уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексические, стилистические и грамматические элементы, присущие речи говорящего.

Пример: Но вот его комната. Ничего и никого, никто не заглядывал. Даже Настасья не притрагивалась. Но, господи! Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы

Несобственно-авторская речь - форма передачи чужой речи с элементами пр. речи. Формирование текста с точки зрения автора, но авторское повествование осложняется элементами точки зрения персонажа.

Пример: Родион уже думал о том, как задавит огонь, как пройдет после через пепелище, расфутболивая головешки, приплясывая в тлеющем лесном хламе, как всласть поплещется в лесном озере.

Признаки несобственно-авторской речи

Элементы, выражающие точку зрения персонажи, не образуют самостоятельной синтаксической конструкции. Изъять эти элементы из повествования, не разрушив его структуру, невозможно.

Морфологический принцип

Регулирует проверяемое написание

Значимые части слова (морфемы) пишутся единообразно в независимости от произношения, то есть отображаются на письме только в сильной позиции. Для гласных сильная позиция находится под ударением, а для согласных перед гласными. Безударную гласную проверяем ударением.

а) Ь на конце женского рода третьего склонения с шипящим на конце

б) Написание инфинитива с конечным шипящим

в) Формы повелительного наклонения с кинечной шипящей с Ь

5) Традиционный принцип регулирует непроверяемое написание

а) правило написания И после шипящих и Ц

Фонетический принцип

Написание соответствует произношению. Действует при правописании приставок: приставки на -з/с; гласные «и/ы» после приставок на согласный; приставки раз-рас, роз-рос.

Примеры: расписывать — роспись; разлив — розлив; беззаботный — бесцветный; предынфарктный — постинфарктный.

3. Традиционно-исторический.

Сохраняется написание, закреплённое традицией, хотя оно и не опирается на современное состояние русского языка («и» после «ж, ш, ц», которые исторически были мягкими, а сейчас являются твёрдыми). Регулирует написание безударных гласных в словарных словах: корова, собака, корзина, калач, баран.

Дифференцирующий принцип

Различает написание слов в зависимости от значений

Для различения на письме омофонов — одинаково звучащих слов. Регулирует написание имён собственных.

Примеры: бал (танцевальный вечер) — балл (оценка); кампания — компания; туш — тушь; орёл — Орёл.

Интонационный принцип.

Например, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет.

Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Виды знаков препинания:

1) Знаки выделения. Функции - обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию. Единые парные знаки.

2) Знаки отделения. Функции - обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

3) Красная строка.

Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.

Некоторые общие положения пунктуации:

1) Зависимые, подчиненные элементы не отделяются от подчиняющих, они могут только выделяться знаками препинания с обеих сторон (исключение - тире).

2) Если употребление знака препинания обусловлено двумя причинами, то знак большего значения поглощает знак меньшего значения.

3) В ряде случаев знаки препинания являются единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены на письме логическими или грамматическими средствами.

4) Чисто графический характер имеют знаки препинания при передаче тех или иных особенностей письменной речи, которые в устной речи или совсем не выражаются, или выражаются очень нечетко.

Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке.

Язык – это система соц.обусловленных звуковых знаков. Эта система способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире и функционирует в качестве средства общения (коммуникации). Язык является самой сложной из всех знаковых систем. Языковой знак представляет собой единство означаемого (содержание) и означающего (форма). Означающее у слова – цепочка звуков, означаемое – определенное мыслительное содержание.

Функции языка:

1) Коммуникативная

2) Когнитивная (гносеологическая, познавательная)

3) Аккумулятивная

4) Эмоциональная (междометия)

Части языка – уровни

1) Звуковой, фонетический (звук обладающий смыслоразделяющей функцией –Фонема)

2) Морфемный – значимые части слова

3) Лексический, слово – знак (словесный)


yazikovie-i-rechevie-standarti-klishe.html
yazikovie-kontakti-i-osnovnie-processi-obuslovlennie-kontaktirovaniem-yazikov-differenciaciya-i-integraciya-yazikov-divergenciya-i-konvergenciya-ponyatie-o-substrate-superstrate-adstrate.html
    PR.RU™