Язык и ораторские навыки работников госаппарата. Технология общения с массовыми аудиториями и гражданами.

Профессионально-деловая коммуникативная компетенция работника госаппарата предполагает владение этикетом делового речевого общения, и особенно навыками ведения деловых переговоров.

Организация процесса обучения со специальной установкой на овладение профессионально-деловой компетенцией предполагает создание модели с учетом функционально-стилевых и лингвопрагматических особенностей устной и письменной форм делового языка работников госаппарата.

Коммуникативная компетентность работник госаппарата - это сложный комплекс способностей осуществлять коммуникацию в профессиональной и профессионально-деловой сферах общения на коммуникативно-достаточном уровне, адекватном прагматической цели коммуникативного события.

Основными коммуникативными компетенциями работника госаппарата являются технологии общения с массовыми аудиториями и гражданами, которые имеют свои особенности.

Умелое деловое общение специалиста возможно на базе сформированного языка и ораторских навыков. При этом, конечно. необходимо знание основ психологии общения и теории коммуникаций (уметь разбираться в людях, строить оптимальные взаимоотношения с ними), а также соблюдение этики делового общения (использование в управленческой практике совокупности нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение людей в процессе их профессиональной деятельности).

Специфика деловой устной речи такова, что для бесед, встреч, переговоров, выступлений на собраниях характерны следующие особенности языка и ораторские навыки:

1) короткие, емкие фразы;

2) прямые и риторические (не подразумевающие прямого ответа) вопросы к слушателям;

3) непосредственное обращение к слушателям (диалогичность);

4) нейтральная лексика;

5) строгий отбор слов при выделении мыслей.

Манера говорить, присущая человеку, является столь же действенным средством его идентификации, как и отпечатки пальцев, которые позволяют судить об их принадлежности тому или иному лицу.

Технологии общения с массовой аудиторией предполагают учитывать особенности аудитории, перед которой выступает работник госаппарата. При этом имеются в виду возрастные, образовательные, половые, материальные, эмоциональные признаки аудитории, а также ее объем (несколько человек, много-мало людей, неограниченное множество), тип собрания. От объема аудитории зависит время и условия произнесения речи, типы аргументации.

Молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к решениям и поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожной, она поэтому с трудом поддается эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки.



Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу предлагаемых оратором мыслей и предложений.

Счастливая аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими.

Реальная аудитория может сочетать в себе разные качества, т.е. быть молодой и бедной, богатой и старой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной. В зависимости от этих комбинаций пафос почетного и постыдного в речи возымеет то или иное действие.

В современной риторике существует термин «чувство аудитории», что означает коммуникативную стратегию «близости». Она проявляется в том, что у слушателей возникает ощущение живого общения с говорящим, когда слушатели наблюдают, как с ними разговаривают, как речь создается, а не зачитывается, будучи заранее написанной. Этот эффект общения со слушателями достигается несколькими способами.

Опытный оратор включает в деловую речь элементы разговорной речи (настоящая разговорная речь в публичном выступлении невозможна). Для этого: а) используются короткие фразы. Сложные синтаксические конструкции являются принадлежностью книжной, письменной речи; б) следует избегать газетных формулировок, штампов, книжных слов и выражений.

27. Этикет деловых встреч и переговоров.
На протяжении многолетней практики выработаны определенные правила ведения переговоров, пренебрегать которыми ни в деловом мире, ни в дипломатии не принято.



О дне и часе переговоров договариваются заранее. Получив согласие, следует прибыть в назначенное время, не заставляя другую сторону ждать. Нарушение этого правила рассматривается как неуважение к принимающему Вас лицу, что может повлиять на ход переговоров. В случае непредвиденной и незначительной по времени задержки следует принести свои извинения. Это важно еще и потому, что принимающий имеет полное право, прождав гостя положенное по этикету время, заняться другими важными для себя делами, перепоручив переговоры своим помощникам, или вообще в этот день отказаться от встречи.

За стол переговоров рассаживаются только после того, как свое место займет хозяин. Он может посадить главного гостя по правую руку от себя или напротив себя. Второй вариант встречается наиболее часто, так как в переговорах принимают участие помощники и другие члены делегации

Инициатива ведения беседы всегда принадлежит главе принимающей стороны. Это принято по законам гостеприимства. Он же следит за тем, чтобы в разговоре не возникало длинных пауз, иначе наступившее молчание гостями может быть воспринято как намек на окончание визита. Решение окончания любой беседы всегда остается за гостем. Но, расставаясь, обе стороны должны помнить о взятых на себя обязательствах.

По возвращении с переговоров не следует забывать коротко поблагодарить принимавшую сторону за гостеприимство, даже в том случае, если переговоры были не совсем плодотворными. Этого требуют правила этикета.

Подготовка к переговорам предполагает всестороннее знание проблемы, которую следует обсудить. Практика показывает, что на решение вопроса при личной встрече уходит гораздо больше времени, чем на написание письма и получение ответа на него. Но личный контакт предпочтительнее по многим психологическим и тактическим причинам.

Переговоры по принципиальным вопросам взаимоотношений, условий договоров или контрактов должны проводиться только с авторитетными представителями другой стороны. Уровень переговаривающихся сторон пока все еще является существенным фактором, ускоряющим или замедляющим принятие ожидаемого решения.

Знание существующих правил, обычаев страны партнеров и, особенно, внутренних взаимоотношений («кто есть кто») позволит избежать просчетов, которые могут отрицательно сказаться на результате переговоров.

Подготовка к переговорам и их проведение обычно делятся на три этапа.

1. На первом этапе следует собрать всю информацию, разобраться в стоящих перед участниками переговоров проблемах, определить путь достижения договоренности. Составить перечень своих и чужих интересов, изложив их на бумаге в том виде, как Вы их себе представляете. Расположить их в строго определенном по степени важности порядке и постоянно пополнять банк данных по мере поступления дополнительной информации.

2. На втором этапе следует обдумать различные варианты ведения переговоров и выбрать наиболее подходящий. Если Вы тщательно не продумаете, что будете делать в случае провала переговоров, то Вас ждет двойное поражение. Поэтому разработка вариантов, предусматривающих, как Вы поступите, если не достигнете соглашения, значительно увеличит Ваши возможности для их успешного продолжения в будущем.

3. На третьем этапе необходимо выявить проблемы в обсуждаемых вопросах и попробовать в них разобраться. Подготовка новой сделки может занимать сколько угодно времени, но само решение должно приниматься быстро и немедленно реализовываться. План должен с максимальной полнотой охватывать интересующие Вас проблемы. Он не может быть ограничен только определением даты, времени и места переговоров. Наличие плана вселяет в исполнителей уверенность в успехе любого дела.


yazik-tela-samaya-pryamaya-svyaz.html
yazik-v-socialnom-kontekste-pragmaticheskoe-ispolzovanie-rechi.html
    PR.RU™